Согласно части 19 статьи 68 Закона № 44-ФЗ, в течение 1 часа после размещения на электронной площадке проведения электронного аукциона (далее — ЭА), оператор электронной площадки обязан направлять Заказчику данный протокол вместе со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона № 44-ФЗ получили первые 10 порядковых номеров, или в случае, если в таком ЭА принимали участие менее чем 10 его участников, вторые части заявок на участие в таком ЭА, поданных его участниками. Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в ЭА до принятия решения о соответствии 5 таких заявок требованиям, установленным документацией о ЭА.
В случае, если в ЭА принимали участие менее чем 10 его участников и менее чем 5 заявок на участие в ЭА соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем.
Однако, в случае, если в ЭА принимали участие более 10 участников, то как указывалось выше, оператор электронной площадки направляет только 10 заявок и аукционная комиссия рассматривает заявки участников до принятия решения о соответствии только 5 таких заявок требованиям документации об ЭА. А это значит, что такой порядок направления (рассмотрения) заявок делает невозможным применение ограничений на допуск иностранной продукции, предусмотренных статьей 14 Закона № 44-ФЗ, например, для такого механизма как «третий лишний».
Позиция ФАС России следующая: если Заказчиком при проведении закупок установлены ограничения, предусмотренные статьей 14 Закона № 44-ФЗ, оператор электронной площадки должен направлять заявки всех участников закупки, которые принимали участие в ЭА Заказчику, а аукционная комиссия должна рассмотреть все заявки всех участников закупки.
Кроме того, в случае нарушения данного порядка работы ФАС России сообщает, что территориальные органы ФАС России при проведении контрольных мероприятий должны в своих решениях устанавливать данные нарушения в действиях аукционных комиссий и выдавать соответствующие предписания об их устранении и, в том числе, операторам электронных площадок — об обеспечении исполнения данных предписаний.